| Новости  | Калейдоскоп  | Путевые Заметки  | Начинающим  | Агротехника  | Виды Орхидей 
| Атлас Орхидей  | Публикации  | Справочники  | Архив  | Галерея |

Мартин Джонсон Хэд (1819-1904)

Краткое жизнеописание замечательного художника - натуралиста

Колибри

В 1969 году на художественной выставке в США были представлены 74 картины американского художника 19-ого столетия Мартина Джонсона Хэда. Это была первая персональная, полная выставка его работ. Отобранные из общественных и частных собраний, картины были разделены на группы, представляющие ключевые темы живописца - красивые морские пейзажи, засоленные прибрежные заводи, натюрморты, магнолии, и колибри с цветами Бразилии. Людей, увлечённых орхидеями они не оставляют равнодушными: ещё бы! – прекрасные цветы каттлей и колибри – что может быть прекрасней?!

Хэд был единственным американским художником девятнадцатого столетия, сделав ощутимый вклад в развитии живописи, в жанрах пейзаж, морская тематика и натюрморт. Фактически все его натюрморты были цветочными. Начиная с простых картин - цветы в вазах, написанных им в начале 1860-ых годах, в дальнейшем достигшие полного совершенства, когда появились его полотна с роскошными розами, магнолиями, и другими цветами, расположенными на плоскости, красиво задрапированной бархатом.

Переворошив горы энциклопедий и справочников, информации об этом интересном человеке удалось найти совсем немного, но очень хочется поделиться ею со всеми, кого завораживают орхидеи.

В 1818 году, в небольшой сельской общине Ламбервилл (Lumberville), расположенной на берегу живописной реки Делавэр, штат Пенсильвания, США, родился Мартин Дж. Хэд (Martin Johnson Heade), в будущем известный художник, натуралист и поэт.

Мартин был первенцем фермера и владельца лесопилки Джозефа Кауэлла. С раннего детства он удивлял окружающих своим пристрастием к рисованию. Свои первые уроки юноша получал у местного живописца Эдварда Хикса (Edward Hicks, 1780 – 1849гг), и брата Эдварда, Томаса Хикса.

Успехи Хэда были настолько велики, что в 1840 году, он поехал продолжить обучение живописному мастерству сначала в Англию, затем в Европу, во Францию и в Италию, точнее в Рим, где он учился мастерству в течение двух лет.

В 1843 году, он вернулся в США и поселился в г. Нью-Йорке, а в 1847 году переехал в Филадельфию. В 1848 году, повторная поездка в Рим и посещение Парижа, окончательно сформировали в нем тягу к перемене мест, к путешествиям. После возвращения из Рима, он прожил год в Сент-Луисе, но в промежутке с 1852 г по 1857 г, он переезжал, по крайней мере, три раза, в Чикаго, Трентон, и Провиденс. Побывал он так же в Миссури, Иллинойсе, Южной Америке, Британской Колумбии, Калифорнии, и, наконец, во Флориде, где Хэд и обосновался.

Поворотным моментом становления Хэда, как самобытного живописца стало его проживание в Нью-Йорке (1859г), он тогда арендовал часть художественной мастерской на Десятой Улице. Сблизившись с художниками пейзажистами, особенно с Фредериком Хучем (Frederic Church), который сумел вдохновить Хэда на начало развития собственного стиля в живописи и зажег в нем интерес к пейзажу с его тонкими атмосферными эффектами. Даже самобытный Нью-Йорк, город с которым была тесно связана жизнь Хэда, не смог приглушить его стремление к пейзажной живописи, оно слишком глубоко пустило корни.

Каттлея и колибри

 

С 1861 года до середины 1863 года, Хэд провел в Бостоне, создавая на своих полотнах первозданный прибрежный пейзаж, в манере, присущей только ему. Во второй половине 1863 года, Хэд отправился путешествовать по Бразилии, пробыв там почти год. Целью путешествия было создание иллюстраций всех видов южноамериканских птиц колибри, которые впоследствии хотел издать в Великобритании. Но, потерпел неудачу. Кто знает, отчего или почему Хэд не смог выпустить иллюстрации своих рисунков этих прелестных птичек. Можно только гадать, что рисунки колибри, вероятно, уже существовали, нарисованные многочисленными сборщиками флоры и фауны, а может, не было достаточно средств на издание иллюстраций. Но, не смотря ни на что, Хэд упорно продолжал рисовать колибри в тропическом окружении, ставшие главной темой в его живописи.

Жажда к путешествиям тянула его к переменам, и 1866 году Хэд снова посетил Южную Америку, а спустя четыре года, он совершил третью поездку в Бразилию.

Во время этих поездок и родилась серия пейзажей, в которых везде присутствовала любимая им птица колибри и цветы необыкновенно прекрасных каттлей, на фоне Бразильской природы. Хэд настолько живо и с таким чувством написал эти полотна, что невольно возникает ощущение, Хэд очень хорошо изучил строение цветка орхидеи, так тонко и точно изображая их на холсте.

В 1883 Хэд впервые женился и обосновался на постоянное жительство в городке Сант Огастин, во Флориде. После целой жизни смятений, он пишет картины, сложные в то время для восприятия, отображая на своих полотнах личное мироощущение, из-за чего Хэд имел весьма скромный успех, как у критиков, так и у публики. Но там же он нашел первого и единственного поклонника своего творчества, крупного промышленника и магната Г. Моррисона Флаглера (Henry Morrison Flagler), который начал регулярно приобретать работы художника в период с 1880-ых по 1890-ые года. В Нью-Йорке, о нем фактически забыли. Может из-за отсутствия широкого признания своего творчества, Хед стал реже подходить к мольберту.

Крупные магнолии на синем бархате

Прошло какое-то время, и в возрасте шестидесяти четырех лет у Хэда снова появилась уверенность в себе. Видимо этому способствовала стабильность в личной жизни, что и отразилось в живописи. Появилась энергия, возобновился интерес к написанию натюрмортов, чаще всего он изображал магнолии. Его картина «Крупные Магнолии на синем бархате», с поразительным контрастом совершенных, белых цветов и зеленых листьев на темном бархатном фоне, является шедевром натюрморта среди большинства картин этого жанра девятнадцатого столетия. Эти пышные цветы, совершенные изгибы контуров лепестков, наполнены богатым смыслом – можно уловить благоуханный аромат, наводящий на размышления о природе, и возможно, изящного женского тела, откинувшегося на подушки роскошной кушетки.

Примечание:

Включение полотна «Крупные магнолии на синем бархате», являющейся одной из пяти картин Хэда, представленных на выставке «Новый Мир: Шедевры Американской живописи, 1760-1910 г.», проводившейся в 1983-1984 годах в Бостоне, Вашингтоне, и Париже, явились свидетельством высокого признания живописца Мартина Хэда, не только у него на родине, но и во всем мире.

Е.Дорофеева

Использованные матеиалы

http://www.artcyclopedia.com/artists/heade_martin_johnson.html

http://www.smithsonianmag.si.edu/smithsonian/issues00/jan00/heade.html

 




Авторизируйтесь на сайте через форум.
На главную Форум Подробнее об этом проекте Как с нами связаться